Как успокоиться при короновирусе

История с коронавирусом конечна. Она в основном закончится через несколько месяцев или пару лет. Но за это время многие потеряют физическое или душевное здоровье не от вируса, а от паники, от чрезмерной тревоги, которой они поддались. Как не поддаться?

Кто  и  почему  паникует

В этот период тревога становит­ся опасно высокой у тех людей, у кого она и до этого была повышена. Если вы привыкли тревожиться о близ­ких, о различных опасностях, если тре­вога доставляла вам много неприятных минут, значит, вы тревожный человек. Почему тревожных людей много, а универсального ответа на вопрос «как победить тревогу» нет? Потому что тревога — это не какое — то самостоятельное заболевание. По­добно тому, как высокая температура­ — симптом множества различных заболеваний, тревога — симптом мно­жества различных психологических проблем. Чтобы справиться с тревогой, необходимо диагностировать ту психо­логическую проблему, которая являет­ся источником тревоги именно у тебя, и дальше уже провести соответствую­щие этой проблеме психотерапевтиче­ские мероприятия. Решить проблему повышенной тре­вожности в корне вполне реально, но, конечно, эта статья написана не для того, чтобы просто сказать вам: ищите психолога.

                                                    Тревога и бесы

 Лично мне очевидно, что тер­ритория психологии — это не какая-то параллельная реальность, свободная от действия обычных духов­ных законов. Если у человека повыше­на тревожность, это не значит, что он страдает только от психологических проблем, а сам безгрешен. Конечно, нет! Всё душевное тесно связано с духовным, и бесы никогда не упускают тех возможностей мучить человека, которые им открывает его психологическое несовершенство. По­этому и в механизме тревоги они ак­тивно участвуют, атакуя человека теми самыми навязчивыми мыслями, кото­рые так сильно беспокоят тревожных людей в этот период:

  • Не заболею ли я в тяжёлой форме?
  • Не заболеют ли в тяжелой форме мои близкие?
  • Не потеряю ли я работу?
  • Смогу ли я покупать продукты?
  • Смогу ли я выплачивать кредит?

Поэтому сопротивляться тревоге стоит не только потому, что трево­житься — это мучительно и вредно для здоровья, но и для того, чтобы не уни­жать себя подчинением обману бесов­скому и не злорадовать демонов. (Сло­во «радость» едва ли к ним применимо.) Помните, что для навяз­чивых мыслей характерно то, что они всегда лживы. Ложь — орудие сатаны. Не доверяйте этим мыслям! Рассуждайте так: если лже­цы внушают мне это, зна­чит, скорее всего, ничего такого не случится.

                                             Тревога и неизвестность

Любая тревога всегда опирается на неизвестность. Если бы мы сейчас могли прочитать в интернет – изданиях 2022 года всю статистику смер­тей и экономического ущерба от эпи­демии, которая к тому времени закон­чится или будет угасать, мы бы сразу успокоились. Даже если окажется, что жертв в масштабах человечества будут миллионы, что вполне вероятно. Но на данный момент возможны варианты, и поэтому воображение с помощью бесов рисует нам какие-то неясные, но почему-то очень-очень страшные угрозы. В психологии есть такой прием борьбы со страхами — представить, что произошло самое худшее из того, что могло произойти. Этот способ можно применить и здесь. Постарай­тесь определить, чего именно вы бои­тесь в связи с эпидемией, и представь­те, что это произошло в самом-самом  худшем  варианте.  Например.

  • Эпидемия продлилась не полгода, а два года.
  • На планете умерло 5 миллионов че­ловек (в основном пожилых).
  • Отошел к Богу кто-то из ваших по­жилых родственников.
  • Вы потеряли работу (потом нашли другую, менее оплачиваемую).
  • Вам пришлось питаться только ри­сом и хлебом, и вы два года не ез­дили на море.
  • Вы не смогли оплачивать кредит (но банк дал отсрочку).

И, представив всё это, смиритесь с этим. Вам станет намного легче.

                                           Информационная диета

Но если после этого вы снова полезете в интернет смотреть очередные «новости эпидемии», ва­риться в этом котле фактов, слухов и паники, то здравое, мирное состоя­ние вновь покинет вас и вы снова нач­нёте тревожиться. Для людей с повышенной тревож­ностью в этот период абсолютно необ­ходимо жёсткое ограничение количе­ства потребляемых новостей! Скажем, два раза в день, каждый раз не более 10 минут. Поскольку соцсети переполнены этим, не получится себя ограничи­вать в новостях и слухах, если не огра­ничить себя в соцсетях. А для этого вам стоит найти себе другие занятия. Чтение книг, забота о близких или не очень, какие-то развивающие кур­сы — есть масса полезных занятий, ко­торые не только отвлекут вас от трево­жащей суеты, но и принесут конкрет­ную пользу и успокоят вас. И доставят удовольствие!

                                         Смирение и доверие к Богу

Во многих странах закрыты хра­мы, у нас введены профилакти­ческие меры на богослужениях. Значит ли это, что Бог побеждается какой-то злой силой, которая на наших глазах вопреки воле Божией овладева­ет планетой и человечеством? Подобно чёрному-чёрному покрывалу, которое окутывает голубую — голубую планету? Конечно, нет! Всё происходит и будет происходить по воле Божией. А значит, на благо человечеству. В чём заключается это благо, мы с вами не знаем. Но можно не сомне­ваться, что, как обычно, когда Господь совершает что- то масштабное, польза будет многообразной. Например, меня удивляло, почему Бог позволяет медицине совершать такие успехи. Хотя и отдельным болез­ням, например раку, Он тоже позво­ляет делать большие успехи, всё-таки средняя продолжительность жизни в развитых странах увеличивается, что явно приводит к кичению атеи­стов, которые воображают, что власть над жизнью и смертью в руках челове­ческих. И вот теперь данное заблуж­дение будет поколеблено, и некоторые вспомнят о Боге. Так будем же смиряться перед этим бедствием как перед рукой Божией. Смиренно переносить всё легко — го­раздо легче, чем терпеть, потому что мы доверяем любви и всемогуществу Того, Кого видим источником этих со­бытий. Мы знаем, что, как бы ни был велик масштаб бедствия, внимания и силы нашего Отца достаточно для каждого из нас. А значит, зло либо не коснётся нас, либо те испытания, которые мы переживем, будут полезны  для  нас.

                                                 Каждый  за  себя?

Часто людям с повышенной тре­вожностью свойственна неко­торая враждебность — у этих явлений одни и те же корни. В этот период враж­дебность может выражаться в ощуще­нии, что перед нами стоит задача вы­жить вопреки действиям окружающих людей. Вместо них. В магазинном бою урвать свой рулон туалетной бумаги или пачку риса. На работе не быть уво­ленным — пусть лучше увольняют дру­гих. А если придётся лечь в больницу, чтобы аппарат ИВЛ достался тебе (твое­му родственнику), а не кому-то чужому. Людей, имеющих шаткое матери­альное положение, может обуревать зависть к тем, у кого положение более стабильное, и ощущение, что ты самый уязвимый из всех, а потому должен действовать более решительно, агрес­сивно, а может быть, даже не совсем честно, чтобы урвать свой кусок мате­риального благополучия. Такие люди и являются двигателями паники. У многих нервозность, связанная с ситуацией, проявляется во враждеб­ном поведении в соцсетях. Но враждебность, агрессия толь­ко усугубляют наше психологическое состояние и подогревают тревогу. А успокаивает нас, наоборот, здоровый  коллективизм. То есть понимание, что все мы на одном корабле и каждый должен за­ботиться не только о себе, но и обо всех. Уверен, что людям, которые сейчас забо­тятся о бабушках в своём подъезде, хоро­шо и мирно на душе. Сейчас самое время стать добрее и внимательнее к чужим людям. И вспом­нить, что для нас, христиан, ближним яв­ляется всякий человек, с которым мы со­прикасаемся. Нужно это в первую очередь нам са­мим.

Активная  духовная  жизнь

У некоторых людей тревога может доходить до такой степени, что страдает даже духовная жизнь. Человек так погружен во все эти новости, их пере­живание и связанные с ними панические действия, что ему и молиться некогда. Возможна и другая крайность: молит­ва вроде продолжается, но она преврати­лась в вопль тревоги: «Спаси!.. Помоги!.. Убереги!..» Но вопль тревоги не является молит­вой! Вспомним, что сказал кто-то из свя­тых: «Пребывай беспечальным при твоём Господе». То есть когда мы действительно молимся, мы сознаём, с Кем говорим, до­веряем Ему свою жизнь и жизни близких и помним о суетности всего земного. По­этому, когда мы начинаем молиться, тре­вога, если и была, уходит. Конечно, в это время не стоит терять свою духовную жизнь. Стоит, наоборот, её усилить. И не забывать, что мир души — это признак и плод правильной духовной жизни. Сейчас мы и наша духовная жизнь проходим испытание. Чего мы стоим, и чего стоит наша вера? Отличный момент стать более полно­ценным христианином и более совершен­ным человеком!

Дмитрий СЕМЕНИК, психолог.   Газета  «Церковное  слово» за 10.04.2020 год

(27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *