Высокопреосвященный  Иосиф  (Семашко)  

  митрополит Литовский и Виленский (1798 — 1868):  значение  личности  и  деятельности.

     В 2018 году исполняется 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня бла­женной кончины митрополита Литов­ского и Виленского Иосифа (Семаш­ко). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Белорусском Экзархате Русской Православной Церкви будут проводится мероприятия, посвящен­ные памяти митрополита Иосифа. По­звольте мне напомнить главные вехи служения этого выдающегося Архи­пастыря и вкратце охарактеризовать значение его личности и деятельно­сти для современной Белорусской Православной Церкви и всего бело­русского общества. Высокопреосвященный Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко) родился 25 декабря (ст. ст.) 1798 года на Украине. Он происходил из старин­ного шляхетского рода, многие члены которого по сложившейся семейной традиции были униатскими священ­никами. Иосиф получил высшее ду­ховное образование в католической Главной духовной семинарии при Виленском университете. Приступив по­сле завершения обучения к несению церковного послушания, благодаря большим способностям, в 27-летнем возрасте он уже стал прелатом и зани­мал должность заседателя во 2-м (или иначе — униатском) департаменте Римско-католической духовной кол­легии в Петербурге, т.е. участвовал в делах высшего управления униатской церкви в России. Семашко вполне мог рассчитывать на епископский сан, но к 1827 году он полностью разочаро­вался в католичестве и решил перей­ти в православие, поступив в иноки Александро-Невской лавры. Этому не суждено было сбыться. В ноябре 1827 года ему случайно представилась редкая возможность высказать перед высшими сановниками Российской империи свои взгляды на межконфес­сиональные проблемы в белорусско-литовских губерниях. Прелат Иосиф использовал этот шанс. Однако он не только описал неустойчивое положе­ние униатской церкви между право­славием и католичеством латинского обряда, но и решительно заявил: греко-католики в Российской империи могут быть возвращены в прежнее православное исповедание. Встретив личную заинтересованность импе­ратора Николая I, Семашко сумел с 1828 по 1830 год провести реформу унии, которая вела к преодолению кризисных явлений, накопившихся в ней, вводила предусмотренное ус­ловиями Брестской церковной унии 1596 года самоуправление униат­ской церкви и ограждала униатских священников и верующих от влияния духовенства латинского обряда и по­мещиков-католиков. В 1829 году прелат Иосиф был возведен в сан епископа. Свое высо­кое положение он использовал для постепенного приближения униатов к православию в церковно-административной, канонической и литурги­ческой сферах, а также в системе бо­гословской подготовки духовенства. Одновременно он лично и через еди­номышленных помощников убеждал священников в истинности Восточ­ной Церкви и необходимости униатам вернуться в лоно Вселенского Право­славия. 12 февраля (ст. ст.) 1839 года пре­освященный Иосиф возглавил Собор униатского духовенства в Полоцке, на котором было объявлено о разрыве союза с Римом и возвращении всех униатов, -проживавших на белорус­ско-литовских и украинских землях, в православное вероисповедание. После Полоцкого Собора владыка до конца жизни возглавлял Литовскую и Виленскую епархию, в которую вхо­дили территории всей западной части современной Беларуси. Виленская епархия полностью состояла из быв­ших греко-католиков. Возведенный в 1852 году в сан митрополита, высо­копреосвященный Иосиф деятельно трудился над утверждением право­славной веры среди воссоединенной паствы. Особые усилия ему пришлось употребить на то, чтобы защитить своих пасомых от латинского про­зелитизма и нападок как со стороны польской и ополяченной белорусской шляхты, так и со стороны отдельных представителей местных гражданских властей. Проверкой успешности дея­тельности митрополита Иосифа стало восстание сторонников возрождения Речи Посполитой 1863-1864 годов. Оно показало нежелание белорусов возвращаться к униатской старине, а также то, что через 25 лет после вос­соединения они были тверды в право­славии и решительно разделяли свои и польские интересы. Скончался высокопреосвященный в 1868 году в Вильно, где был погребен в крипте Свято-Духова собора под ра­кой трех Виленских мучеников — Ан­тония, Иоанна и Евстафия. Его могила сохранилась до наших дней. Значение прекращения действия Брестской церковной унии на бело­русских землях в 1839 году для со­временной Белорусской Православ­ной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого Собора Беларусь пред­ставляла собой преимущественно католическую страну. Две трети бело­русов были греко-католиками. После Полоцкого Собора, подготовленного митрополитом Иосифом и его едино­мышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь превратилась в страну православную. То, что в на­стоящее время в Республике Бела­русь 85% верующих относят себя к православным, в значительной степени достижение митрополита Иосифа (Семашко) и его сподвижни­ков. Однако этим заслуги митрополи­та Иосифа не ограничиваются. Его церковно-общественная деятель­ность оказала значительное влияние на развитие белорусской культуры и становление белорусского нацио­нального самосознания, поскольку в религиозно-культурном отношении объединила белорусский народ и пошатнула господство над ним по­лонизма. Нельзя забывать, что уни­атская церковь была беззащитной перед процессами латинизации и полонизации, которые вели унию к поглощению католичеством латин­ского обряда и денационализации белорусов-униатов. Воссоединение с Русской Православной Церковью остановило это движение, что дало мощный толчок осознанию белоруса­ми своей самобытности. Дело в том, что, вернувшись в русскую право­славную семью, они не растворились без следа в русском море, но приоб­рели понимание того, что занимают собственное достойное место среди прочих восточных славян — велико­россов и украинцев. Во времена унии белорусам постоянно указывали, что и вера их второсортная, и люди они недоразвитые. В тесной связи со сказанным сто­ит еще одна заслуга митрополита Ио­сифа: он сумел с великой любовью и уважением к пастырям, с понима­нием их трудностей, перевоспитать бывшее униатское в значительной степени полонизированное духовен­ство и вывел на историческую сцену новое поколение православных бе­лорусских священников. Они во вто­рой половине XIX века стали первой интеллигенцией белорусов, прово­дниками идей, освободивших народ от удушающего культурного и религи­озного давления полонизма, который заставлял белорусов служить чужим интересам. При этом белорусское воссоединенное духовенство, войдя в состав русского православного ду­ховенства, благодаря методу посте­пенности и деликатности, благодаря трепетному отношению митрополита Иосифа к местным особенностям и традициям, не утратило свои харак­терные черты. В результате именно православное духовенство, воспи­танное митрополитом Иосифом, ста­ло для нашего народа той не чуждой, а родной закваской, которая дала мощный толчок к пониманию им сво­ей самобытности. Таким образом, можно сделать вывод: упразднение унии в 1839 году и последующее восстановление пра­вославия среди белорусов оказались теми событиями, которые заложили духовный фундамент современной белорусской государственности. Без порожденного Полоцким Собором духовного и культурного подъема, всколыхнувшего белорусов, наше национальное самоопределение было бы невозможно. Нужно при­знать, что значительный вклад в по­явление современной Республики Беларусь принадлежит митрополиту Иосифу (Семашко). Сам высокопре­освященный Иосиф не преследовал такой цели. Он возрождал право­славие, видя в нем истинный путь ко спасению, отстаивал каноническое единство Русской Церкви, исходя из убеждения, что Православная Церковь является духовным основанием единства и силы восточнославянских народов. Тем не менее своей деятель­ностью, помимо прочего, он поспособствовал и этому. В наши дни личность и де­ятельность митрополита Ио­сифа (Семашко) подвергают­ся разного рода нападкам со стороны тех, кого раздражает существование Белорусской Православной Церкви, кто хочет религиозно-культурного ре­ванша за Полоцкий Собор 1839 года и вытеснения православия из жизни белорусского общества, кто стремит­ся разрушить межконфессиональный мир в нашей стране, являющийся безусловным достижением суверен­ной Республики Беларусь. Митропо­лита Иосифа называют и «русифи­катором», нанесшим непоправимый урон белорусской культуре, и ренега­том, предавшим «национальную веру белорусов» — унию, и неразборчи­вым в методах руководителем, силой заставившим униатских священников согласиться на православие. Все это не соответствует действительности. Религиозная мотивация деятель­ности, сама деятельность и нрав­ственный облик митрополита Иосифа безупречны. Об этом можно много говорить, и об этом нужно будет гово­рить на мероприятиях в следующем году, но сегодня я ограничусь лишь цитатой из воспоминаний протоие­рея Павла Круковского, являвшегося одним из воссоединившихся с право­славием под руководством митропо­лита Иосифа священников, который был свидетелем духовного и наци­онально-культурного возрождения белорусского народа после упразд­нения унии. Вот что говорил этот священнослужитель своему сыну, когда услышал скорбную весть о кон­чине митрополита Иосифа: «Без него не подымется к новой жизни наш край! Не будет уже в Белоруссии та­кого митрополита; никто не направит новое поколение духовенства к за­ветам вечной правды, никто не вдох­нет живой веры в святое дело на­родного обновления». В этих словах заключается высочайшая оценка и церковной, и общественной, и куль­турной деятельности митрополита Иосифа. Они звучат несколько пес­симистично. Но это не предвидение будущего упадка, а скорее тревога. Протоиерей Павел опасался, чтобы не вернулись времена унии, которые он слишком хорошо знал, в которых ему запомнилось унижение своего народа. Поста­новлением Синода Белорусского Эк­зархата от 3 сентября 2012 года, говорится:

  1. Установить во всех храмах Бе­лорусской Православной Церкви ежегодное заупокойное молитвен­ное поминовение в день 23 ноября ст. ст. /6 декабря н. ст. блаженной па­мяти Высокопреосвященных Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, Василия (Лужинского), архиепископа Полоцкого и Витеб­ского и Антония (Зубко), архиеписко­па Минского и Бобруйского, и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью.
  • 2. Принимая во внимание важ­ность для белорусского народа исторической памяти о воссоедине­нии униатов с Матерью-Церковью, служить во всех храмах Белорусской Православной Церкви 12 февраля ст. ст. / 25 февраля н. ст. или в бли­жайший воскресный день благодар­ственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного един­ства белорусскому народу.
  1. Ради утверждения истори­ческой правды о Полоцком Собо­ре 1839 г. и его участниках архиереям и отцам благочинным Белорусской Православной Церкви рекомендует­ся проводить в своих епархиях и бла- гочиннических округах семинары и круглые столы с привлечением цер­ковных и светских специалистов по„ церковной истории Беларуси.

Представляется, что последова­тельно приведение в жизнь этого по­становления является чрезвычайно важным, поскольку направлено на сохранение не просто исторической памяти народа, но на сохранения на­шего белорусского церковного Пре­дания. Ведь события упразднения унии — это Предание нашей Церкви. Предание, хранение которого за­щищает современную православную паству от повторения негативного опыта наших предков. Предстоящие в 2018 году празд­нования, посвященные памятным датам жизни митрополита Иосифа (Семашко), призваны напомнить православным верующим в Бела­руси о великом подвижнике веры, благодаря которому мы идем по православному пути ко спасению.

                                                                                       Протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия.                                                                                                       Доклад на собрании духовенства Минской епархии

(22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *